Как устроено мышление предпринимателей

Ec_Think

Исследование, которое провели компания Detech совместно с бизнес-сообществом «Эквиум», показало, чем психология предпринимателей отличается от психологии наемных сотрудников.

Далеко не все стартапы оказываются успешными, лишь малая часть из них перерастает в серьезный устойчивый бизнес. По данным разных исследований, за рубежом и в России успешными становятся лишь 8% бизнесов, а 92% по тем или иным причинам ждет крах.

Распространенными причинами неудач являются:

• игнорирование клиента;
• плохой продукт;
• неудачный маркетинг;
• финансовые просчеты;
• ошибки в бизнес-модели.

В свою очередь причины эти объясняются неэффективностью команды. Ведь, если разобраться, что такое игнорирование клиента? Это результат того, что люди в команде не уделили должного внимания анализу его потребностей. Вряд ли потребности клиента сознательно поставили на последнее место. Скорее всего, команда интуитивно придавала большее значение техническим особенностям продукта. Т.е. в большей степени была заточена на доведение продукта до идеала.

Что такое плохой продукт? Продукт, обладающий разного рода несовершенствами. Но никто намеренно не инвестирует в плохой продукт. Либо недостатки продукта не были известны изначально, либо, как часто бывает, продукт планировали усовершенствовать после запуска, но по каким-то причинам этого не случилось (не хватило средств, выявились технические сложности и т.п.). Все эти проблемы связаны с недостаточной оценкой рисков на этапе запуска стартапа. А за оценку рисков, как и за техническую разработку, отвечают люди.

Что уж говорить про финансовые просчеты и некорректные бизнес-модели. Это типичные человеческие ошибки, никак не стечение обстоятельств.

Таким образом, поняв, из каких людей должна состоять команда стартапа, мы можем застраховать начинающие бизнесы от неудач. И, конечно, личность основателя во многом определяет то, как будет развиваться бизнес, какие люди будут стоять у руля и какие решения будут воплощены. Поэтому наше исследование мы начали с определения психологического профиля основателя бизнеса.

Как мы исследовали

В исследовании, которое проходило в декабре 2019 года, были опрошены 68 респондентов, участников сообщества предпринимателей «Эквиум»:

• 71% – владельцы малого бизнеса
• 94% – люди до 45 лет
• 93% имеют как минимум одно высшее образование
• 85% владеют бизнесами старше 5 лет, т.е. доказавшие свою устойчивость.

В исследовании представлены практически все сферы деятельности: услуги (40%), производство (18%), ритейл (16%), а кроме того: логистика, IT, финансы, медицина, образование, строительство.

Предприниматели заполнили психологический опросник DEEP. Он состоит из 272 вопросов и позволяет провести всестороннюю оценку человека по 33 личностным качествам и 20 компетенциям, оценить лидерский потенциал, стили работы в команде и управления людьми, ключевые компетенции руководителя, стили обработки информации и принятия решений, стрессоустойчивость, открытость новому и другие критерии. DEEP позволяет спрогнозировать поведение человека в различных ситуациях на период до трех лет. Модель была разработана на основе масштабных исследований, проводившихся в 2006, 2009 и 2014 годах.

Мы рассчитали среднее по каждому показателю и получили усредненный профиль предпринимателя клуба «Эквиум», который сравнили со средними показателями в корпоративной среде.
Результаты выражены в «стенах». Каждая «стена» – это 10-бальная шкала, где 5,5 – средний показатель.

Компетенции «20 граней»


Сравнивая результаты по компетенциям «20 граней», мы видим, что по ряду параметров профиль предпринимателей существенно выше средних значений в обществе в целом. К таким компетенциям относятся: Инициативность, Адаптивность, Системность мышления, Нацеленность на результат, Позитивное мышление.

По некоторым параметрам балл – 3,5, что существенно ниже остальных компетенций: Ориентация на качество, Анализ проблем, Сбор информации.

Следующие компетенции, которые также ниже среднего уровня: Межличностное понимание, (4,56), Стрессоустойчивость» (4,65), Саморазвитие (4,7).

О чем говорит такой профиль? В организациях часто пытаются поощрять предпринимательский дух. Но из этого профиля мы видим, что предпринимателям сложно вписаться в корпоративный стиль. Низкие «Ориентация на качество», «Сбор информации» и «Анализ информации» – говорят о том, что предприниматели мыслят широко и на перспективу, но не склонны уделять много времени детальному изучению и анализу фактов. Они скорее схватывают картину в целом, оставляя другим точные расчеты. Таким образом, если люди с предпринимательского склада находятся на низких ступенях корпоративной иерархии, их работа не будет соответствовать стандартам и ожиданиям вышестоящих менеджеров с точки зрения аккуратности выполнения.

Недостаточно развитое «Межличностное понимание» говорит о том, что предпринимателям сложно сочувствовать другим людям и проявлять эмпатию. Будучи нацеленными на результат, они склонны игнорировать чувства других, что может послужить источником конфликтов в коллективе.

Отдельно нужно сказать о низких показателях компетенции «Саморазвитие». Такие результаты говорят о том, что часто люди предпринимательского склада сфокусированы на своей области знаний и не стремятся расширять сферу своей компетенции. К тому же, обладая высокой «Самооценкой», они легко относятся к неудачам, не считают нужным разбираться в причинах и корректировать свое поведение.

Личностные качества

Психологический профиль предпринимателя существенно отличается от среднестатистического профиля. В этом профиле присутствуют качества, выделяющиеся как в большую, так и в меньшую сторону, что говорит о том, что предприниматели – яркие выдающиеся личности.

Рассмотрим эти качества отдельно

  • Очень сильно отличается в большую сторону «Интуитивность» (7,09). Это означает, что предприниматели склонны не фокусироваться на отдельных фактах, но принимать решения, строя прогнозы на основании собственного опыта и представлений.
  • «Оригинальность» (6,67). Будучи существенно выше среднего по рынку, это качество говорит о том, что такие люди обладают нестандартным мышлением и способны генерировать идеи в большом количестве.
  • «Оптимизм» (6,56). Позволяет предпринимателям не унывать в сложной ситуации и видеть возможности там, где их не видят остальные, и двигаться вперед, даже сталкиваясь с неудачами.
  • «Дальновидность» (6,56) – способность заглядывать далеко вперед и предсказывать возможное развитие событий. Именно это качество в сочетании со способностью нестандартно мыслить делает возможным конструирование ими будущего. Однако этот образ будущего часто непонятен ближайшему окружению предпринимателя. Его идеи кажутся заоблачными и нереализуемыми. Вот почему предпринимателям сложно найти единомышленников и равных по мировоззрению собеседников.
  • «Демонстративность» (6,51). Это желание быть на виду и привлекать к себе внимание. «Демонстративность» усиливается склонностью открыто проявлять свои эмоции («Контроль эмоций» – 4,67). Поэтому часто мы видим среди предпринимателей людей ярких, способных выступать публично, зажигать своими речами.
  • «Решительность» (6,49) – способность быстро принимать решения в тех ситуациях, в которых другие опасаются это делать. В сочетании с «Оптимизмом» это качество снижает чувствительность к риску, так как, думая, что все обернется к лучшему, предприниматели часто игнорируют опасности на пути к цели. «Решительность» дает скорость реакции, которая при благоприятном стечении обстоятельств позволяет воспользоваться подвернувшейся возможностью и достичь успеха. Неслучайно биографии известных предпринимателей отмечены резкими взлетами и резкими падениями.
  • «Доминантность» (6,53). Подразумевает способность управлять другими людьми. Это качество также обеспечивает лидерство, а без него невозможно возглавить коллектив. В сочетании со способностью привлекать к себе внимание и оптимизмом оно делает предпринимателей яркими харизматичными лидерами.
  • «Гибкость» (6,42) – способность быстро переключаться с одной задачи на другую и быстро реагировать на изменение обстоятельств. Она усиливается готовностью отказаться от своих обещаний, если ситуация изменилась («Обязательность» – 4,53), не чувствовать себя скованным обязательствами. В сочетании с «Решительностью» помогает в кризисные времена бизнесу быстро сокращаться и по прошествии времени быстро набирать обороты.
  • «Конкурентность» (6,37), «Самооценка» (6,16) и «Активность» (6,35) означают уверенность, что ты лучше других и у тебя есть способности и энергия достичь целей и реализовать свои амбиции, вне зависимости от того, что думают о тебе другие («Независимость» – 6,3).

Качества, которые отличаются от среднестатистических в меньшую сторону:

  • «Законопослушность» (2,95). Такие люди не любят ограничивать себя рамками формальностей и всегда подвергают сомнению устоявшиеся нормы. Это качество в сочетании с нестандартностью мышления дает свободу для нахождения самых неожиданных решений. В то же время, именно это качество может работать против них. Так, стараясь найти лазейки в законодательстве, будучи не очень расположенными к расчету рисков, они могут попадать в неприятные ситуации.
  • «Педантичность» (3,63). Нежелание вникать в детали и выполнять рутинную работу, с одной стороны, дает возможность видеть картину в целом, не застревая на мелких вопросах. В то же время, это провоцирует ошибки по невнимательности. Склонность к риску, оптимистичный взгляд на ситуацию и стремление расширить рамки толкования закона могут в итоге приводить к опасным ситуациям и серьезным последствиям. Упущенные нюансы в законодательстве, незамеченные отдельные пункты контрактов, оговорки в соглашениях – все это является ловушками, в которые может попасть предприниматель, что приведет к убыткам или потере бизнеса. Именно поэтому важно, чтобы рядом находился человек, способный к методичному анализу информации, который будет удерживать предпринимателя от опрометчивых решений.
  • «Структурированность» (3,83). Свободное отношение к планам в сочетании со способностью переключаться с одной задачи на другую обеспечивает возможность быстрого реагирования в условиях изменений.
  • Открытость к новому («Консерватизм» – 4,21) обеспечивает принятие новых способов действия и подходов. Однако в отсутствии четких планов возможны срывы сроков. Экспериментирование с методами работы часто мешает отладить процессы и заставляет организацию постоянно переживать турбулентность, в которой большинство сотрудников не могут работать. Когда компания достигает существенных размеров и в ней образуются функциональные подразделения, то новым сотрудникам очень важно понимать свое место в этой системе. Однако предпринимателю очень трудно наладить организационные процессы. Люди не понимают, что им делать, не чувствуют стабильности и покидают организацию.
  • «Дипломатичность» (4,37). Стремление говорить открыто, прямодушие может перерождаться в резкость и даже в грубость. В сочетании с высокой эмоциональностью и неспособностью понять чувства других («Сопереживание» – 4,47) это становится источником межличностных конфликтов. Поэтому с предпринимателем сложно спорить. Сотрудники, которые смотрят на руководителя снизу вверх, не осмеливаются оспаривать его решения, даже если видят, что он совершает ошибку.
  • «Альтруизм» (4,91). Говорит о том, что предприниматели очень сфокусированы на собственных задачах. Они не очень обращают внимание на то, насколько правильно ведут себя другие люди («Принципиальность» – 4,79) до тех пор, пока это не несет угрозу их интересам. Они готовы жертвовать многим и, в первую очередь, интересами других ради достижения своих целей.
  • «Любознательность» (4,91) говорит о том, что предприниматели не склонны расширять свой кругозор без какой-то конкретной цели. Они считают ненужной тратой времени изучение тех сфер, которые не являются зоной их экспертизы. Поэтому им важно окружать себя сильными экспертами в тех областях, которые обеспечивают жизнедеятельность бизнеса.

Выводы

Профиль предпринимателя сильно отличается от среднестатистического профиля. Исследование показало, что эти люди обладают яркими чертами, благодаря которым они достигают успеха, но которые в то же время могут стать причинами провалов, если не будут уравновешены сильной командой. Также этот профиль дает нам понимание того, какие проблемы чаще всего испытывают основатели бизнесов, и то, что эти проблемы – порождение особенностей их личности.

Очевидно, что попытки привлечь людей предпринимательского склада в крупные организации не приведут к успеху, так как регламентированная среда, необходимая крупной компании для выживания, является существенным ограничителем для предпринимателя.

В свою очередь, предприниматель должен озаботиться тем, чтобы в его подросший бизнес приходили люди, способные отладить процессы и обеспечить устойчивость его компании.

Личностный опросник DEEP разработан в 2011 году в исследовательском подразделении группы Detech. Этот уникальный инструмент состоит из 272 вопросов и позволяет провести точную, всестороннюю оценку человека по 33 личностным качествам/параметрам, оценить лидерский потенциал, ключевые компетенции руководителя, стили работы в команде и управления людьми, стили обработки информации и принятия решений, стили влияния, индекс инноваций; стрессоустойчивость, готовность к изменениям и открытость новому и другие критерии.

Группа компаний Detech представлена на рынке HR консалтинга, оценки человеческого потенциала и развития лидерских компетенций с 2004 года. Группа помогает компаниям решать задачи, связанные с повышением эффективности работы персонала на всех управленческих уровнях. Решения основаны на результатах глобальных и отечественных исследований в области социальной психологии, организационной психологии и психометрики и проверены многолетним опытом компаний — лидеров мирового рынка. Среди клиентов группы – Банк России, Группа ВТБ, Альфа-Банк, Банк «Открытие», «Газпромнефть», «Росатом», «Трансмашхолдинг», «Аэрофлот», «Билайн», Sanofi, Philips…

Фото: Unsplash

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Sign up

Забыли пароль? Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля по электронной почте.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам