fbpx

Если вы не боретесь с рисками, то риски борются с вами

Риск-менедмент

Кризис меняет поведение потребителей и бизнес-модели компаний.

Локдаун 2020 стал одним большим и неожиданным реализовавшимся риском, когда разорвались цепочки деятельности по всему миру: оторванные поставщики, закрытые производства и торговые площади, изолированные покупатели, остановившаяся логистика – перечислять можно до бесконечности.

Этот кризис структурно изменил некоторые секторы экономики и поведение клиентов, компании стали задумываться о том, как должна измениться их бизнес-модель.

«Блокировки» будут постепенно сниматься во всем мире, и компании должны тщательно подготовиться к возобновлению работы. Однако, немногие компании могут позволить себе сместить акцент с «тушения пожаров» на стратегическое управление бизнесом.

Перед риск-менеджментом стоят серьезные вопросы: можно ли подготовиться к чему-то подобному, и как это сделать?

Сейчас в профессиональных кругах ведётся много споров о том, действительно ли мы получили наглядный пример «черного лебедя»? Однозначного ответа нет, но он и не нужен, так как основная задача риск-менеджмента – это перспективный анализ неопределенных ситуаций будущего, «новой реальности».

Новая роль риск-менеджмента включает в себя активную помощь компании в принятии ключевых решений на всех уровнях, от стратегического до операционного. 

Для того чтобы в условиях высокой неопределенности компания смогла принимать качественные решения, нужна очень высокая степень зрелости риск-менеджмента. К сожалению, наличие формально утверждённой Политики по рискам, отдельно выделенного подразделения и единожды проведенного обучения для всех сотрудников компании, никак не интегрирует функцию риск-менеджмента в повседневную деятельность руководителей и рядовых сотрудников компаний.

Период пандемии – это время изменений, и те, кто внедрял процесс управления рисками честно, оказались наиболее готовы к ним.

Причины, почему риск-менеджмент вашей компании может не работать:

  1. Проведенные опросы руководителей компаний, риск-менеджеров и внутренних аудиторов показали, что в до-ковидный период лишь редкие компании проводили обучение на развитие у сотрудников риск-ориентированного и критического мышления, принятия решений в условиях неопределенности. Именно с этой проблемой мы как провайдеры обучения очень часто сталкивались еще и до пандемии.
  2. Отсутствие системности в обучении по теме риск-менеджмента и привязка к бизнес-результату потянули за собой другие проблемы: у сотрудников отсутствует фокусировка на вызовах и возможностях в выработке решений, не хватает навыка изучения и анализа данных для объективного анализа риска, риск-менеджмент не рассматривается как инструмент стратегического планирования. Эти проблемы сейчас заставляют компании кардинально обновлять их «традиционные» программы управления рисками, поэтому обучение риск-ориентированному ведению бизнеса как нельзя актуально.

2020: мировой ВВП может упасть

Уже сейчас мы понимаем, что вспышка коронавируса и в придачу к ней обвал фондовых рынков радикально отразятся на разных сферах бизнеса. Так, согласно прогнозу Maddison, 2020 год может стать первым годом падения мирового ВВП после Второй мировой войны.

В условиях повышенной готовности и неопределенности все «чувства» обострены. От того, как построены в компаниях системы менеджмента, частью которой является управление рисками, зависит сейчас многое. С другой стороны, период трансформации в бизнесе – это лучшее время для построения или качественного обновления системы риск-менеджмента, потому что во время перестройки бизнес-модели, операционных процессов и систем управления риск-менеджмент встраивается как элемент системы.

Чек-лист для самопроверки

Готова ли компания интегрировать риск-менеджмент в свою деятельность на системном уровне?

  • Компания постоянно работает над развитием риск-культуры в компании, когда каждый сотрудник осознает свою роль, значимость и ответственность в процессе управления рисками.
  • В компании выстроена понятная операционная модель и прозрачные каналы коммуникаций.
  • Определен риск-аппетит, распределены уровни принятия решений.
  • Руководство компании выстроило 3 надежных линии защиты бизнеса.

Это важнейшие задачи, стоящие перед риск-менеджерами и руководством любой компании. И это не что иное, как подход к ответу на вопросы, прозвучавшие выше: можно ли подготовиться бизнесу к новым потрясениям и как это сделать?

Чтобы помочь клиентам разобраться в сложившемся нагромождении проблем, Академия бизнеса EY запускает обновленный тренинг «Риск-менеджмент», где мы даем практические рекомендации для развития риск-культуры и поэтапно погружаемся с участниками в шаги построения интегрированной системы управления рисками в компании.

Наталья Рашитова, менеджер Академии бизнеса EY, специализируется в области управления рисками, внутреннего контроля, финансового анализа, планирования и бюджетирования, PMP, Member of PMI, Certified Practitioner in Change Management (ADKAR), тренер-консультант.

Фото: pixabay.com

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Sign up

Забыли пароль? Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля по электронной почте.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам