fbpx

Где учились российские предприниматели?

Бизнес-образование

В качестве источников опыта они назвали не только университеты и бизнес-школы, но также армию, сообщество и игровые практики.

В рамках совместного проекта Forbes for Business и Сообщества «Эквиум» мы задали нескольким российским предпринимателям три вопроса:

  • Где вы учились? 
  • Какие знания вам нужны для решения проблем вашего бизнеса?
  • В каком формате вы хотите их получать?

Нужно полное погружение в тему

Семен Шабанов, компания «Клевер», Пятигорск. Основное направление бизнеса – швейное производство. 

Первое образование я получил в Северокавказском государственном университете, где учился по специальности теплогазоснабжение и вентиляция. Второе – в РАНХИГС, здесь я изучал управление проектами. Мое бизнес-образование началось с организационно-деятельностных игр по методологии Георгия Щедровицкого. Потом были книги. А самый лучший учитель – это, конечно же, жизнь, опыт, обратная связь от участников проектов. 

Главная задача, которую я сейчас решаю в бизнесе – это масштабирование без потери прибыльности и качества производства. Для решения этой задачи мне нужны опыт коллег, друзей, которые уже прошли этот путь и которые могут подсказать, как действовать в той или иной ситуации. 

Мне интересен формат учебы с полным погружением, когда ты выбираешь актуальную тему и изучаешь ее со всех сторон, а после этого используешь в деятельности. 

Предпочитаю офлайн-форматы

Олег Баранов, компания «Китайские технологии», Санкт-Петербург. Занимается поиском китайских партнеров и производителей высокотехнологичного оборудования и материалов для российских компаний.  

Первое образование я получил в военном училище связи. Затем я изучал внешнеэкономическую деятельность в школе «Компас ВЭД». Бизнесу я учился везде и понемногу, специального бизнес-образования у меня нет, но за свою жизнь предпринимателя прошел порядка 100 мастер-классов, семинаров, тренингов, в том числе в России, Европе, США, Британии.  

Занимаясь бизнесом, я понял, что у российских предпринимателей есть большая потребность в том, чтобы выйти на китайский рынок, найти высокотехнологичные продукты, станки, оборудование, привезти в Россию, растаможить. Я решил, что нужно открыть компанию, которая будет заниматься установлением партнерских связей между Россией и Китаем. Сейчас я развиваю и расширяю это направление.  

Стараюсь повышать квалификацию в таких направлениях как менеджмент, маркетинг, продажи, командообразование, психология. Сейчас изучаю систему бережливого производства.  Из-за пандемии люди стали больше обучаться в формате онлайн, но, если честно, предпочитаю офлайн- мероприятия, потому что в них больше энергетики и больше возможностей для общения: можно глубже обсудить тему со спикером и установить новые контакты.

Для моего бизнеса нужно гигантское количество знаний


Константин Бушуев, Москва, компания «Небесный дракон», работает в секторе FMCG. 

Я окончил МГУ им. Ломоносова в Москве и Восточно-китайский университет в Шанхае. Мое образование подразумевает системный подход к проблемам, поскольку я – математик-программист. В плане бизнес-образования я – self-made man. Еще студентом собирался работать в McKinsey, но жизнь распорядилась иначе: поехал в Китай и построил бизнес оттуда.

Моя компания разрабатывает потребительские товары, производит их в России, Китае, Индии и поставляет в российские торговые сети «Пятерочка», «Дикси» и др. Сейчас мы активно развиваем онлайн-продажи.

Для этого бизнеса нужно гигантское количество знаний в области маркетинга и менеджмента, в том числе в вопросах управления изменениями. Одни знания я получаю на курсах, другие знания приносят в компанию сотрудники, имеющие профессиональный опыт.

2020 год показал, что онлайн как канал получения знаний неплох, но мне больше нравится офлайн: мне так удобнее и понятнее. Оптимальный формат – это сессии продолжительностью 3-4 дня, когда глубоко погружаешься в процесс и получаешь знания, которые потом применяешь на практике.

Онлайн-формат проще встроить в плотный график

Семен Кирюхин, Москва. «Сварог» (продажа тепловизоров, специальной оптики) и  «МеталлФорс» (производство промышленных металлоконструкций).

Я учился в Техническом университете Молдавии по специальности инженер-технолог машиностроения. В 2012 году я окончил профессиональные курсы директоров в компании SBC в Кишиневе в компании SBC, и с 2018 года я обучался административной технологии и менеджменту в Санкт-Петербурге: начинал с финансового планирования и закончил коучингом. 

Сейчас я решаю вопросы найма руководителей, поскольку число сотрудников растет, а руководителей недостаточно. Мне интересно все, что связано с этим процессом.

Мне подходит и офлайн-формат, и онлайн. Поскольку я живу в Москве, онлайн-формат подходит больше, потому что его проще встроить в плотный график.

Онлайн хорош, но в нем нет энергетики и вовлечения

Алексей Родин, основатель «Агентства семейных финансов», Москва.

Постоянно учусь. В том числе в Университете путей сообщений, в Финансовом университете, в Российском экономическом университете им. Плеханова. Бизнес образование получал в Бизнес-школе Эдинбурга. 

Задача компании сейчас состоит в том, чтобы охватить как можно больше регионов. Мы решаем эту задачу постепенно, шаг за шагом. Для этого нужно развивать навыки администрирования.

Больше всего мне нравится очный формат учебы, когда я общаюсь с одногруппниками и могу задать вопрос преподавателю. Онлайн тоже хорош, но в нем нет вовлечения и нет энергетики.

Основной школой для меня была армия

Руслан Гилязов, компания MOZGO (квиз-игра «Мозгобойня»), Екатеринбург

После школы я попытал счастье в нескольких институтах, потом меня призвали в армию. Наверное, основной школой для меня была армия – там я увидел много таких управленческих инструментов, которые использую по сей день: команда, работа в команде, проверка человека в стрессовых ситуациях, честное партнерство… Бизнесу как таковому нигде не учился. Мы по сути, стартовали с нуля, посмотрев несколько роликов на Youtube. 

Моя основная задача в бизнесе – обеспечить компанию ресурсами. Не только финансовыми, но и интеллектуальными: подобрать правильных сотрудников, экспертов. Для этого нужно не столько знания, сколько вера в мой продукт и точность определения: какие именно ресурсы нужны компании.

Мне интересен формат точечного образования. Зачем учиться в институте и получать кучу знаний, которые ты никогда не используешь? Мне интересны те штуки, которые можно применить в бизнесе в ближайшей перспективе.

Бизнес-школой для меня является «Эквиум»

Александр Мезенев, основатель и руководитель компании «Дрим-тур», брендовое название FESTWAY, Ярославль.

Я окончил Ярославский технический университет по специальности автоматизация технологических процессов и производства. Бизнесу я не учился нигде, именно поэтому, наверное, длительное время набивал шишки. До 2017 года были стартапы, а затем из них вырос нынешний бизнес. Мы развиваем тематический, событийный туризм.

Сейчас мы занимаемся тем, что формируем культуру путешествий, создавая тем самым рынок. Наша задача сводится по сути к считыванию культурного кода и созданию продуктов, соответствующих этому коду. 

Эта задача лишь частично решается средствами маркетинга. Для того, чтобы реализовать эту идею, мне нужны в первую очередь знания по истории, психологии и умение анализировать потребности людей. Фактически бизнес-школой для меня является сообщество «Эквиум». В рамках сообщества могу задать вопрос коллегам, получить ответ, осмыслить его и дать обратную связь.

Forbes for Business благодарит за помощь в организации интервью Татьяну Чайку, лидера чаптера «Южный Урал» бизнес-клуба «Эквиум».

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Sign up

Забыли пароль? Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля по электронной почте.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам