fbpx

Как качественная IT-стратегия помогает компании преодолеть кризис

Интернет

«Тинькофф Банк» успешно преодолевает трудности, потому что опирается на информационные технологии. Комментарий эксперта Сергея Дощенко к кейсу, опубликованному в Forbes.

В интервью «Жизнь начнет нормализовываться через два месяца»: глава Тинькофф Банка о кризисе и работе без Олега Тинькова» журнал Forbes пишет о том, как качественная долгосрочная работа над стратегией и управлением позволила банку «Тинькофф» в пандемию не только выплыть, но и успешно развиваться.

Как и многим компаниям из сферы IT, банку «Тинькофф» достаточно легко дался переход на удаленный формат работы во время пандемии, поскольку изначально у компании большая часть сотрудников работала из дома. По оценке главы банка Оливера Хьюза, удаленно в компании работали не менее 13 тыс. человек. Slack, Zoom и другие приложения использовались в деятельности сотрудников еще до пандемии.

Поэтому развернуть работу IT-системы так, чтобы люди могли полноценно работать из дома, для банка было просто. В офисе остались только представители, которым приходилось общаться с клиентами. Они открывали счета, оформляли страховые полисы, карточки, SIM-карты.

Такой подход не только спас «Тинькофф» от убытков, но и позволил активно развиваться. Так, одним из наиболее перспективных направлений стала помощь бизнесу в адаптации к кризисным реалиям, в частности, стратегическая помощь компаниям в переходе из оффлайн в онлайн. Компаниям помогали эксперты, предоставлялись нужные продукты и сервисы. К примеру, оперативно разворачивали для клиентов банка дистанционные колл-центры. 

Еще одно направление – финансовая поддержка предпринимателей. Для снижения их расходов были уменьшены комиссии по эквайрингу, отменен ряд сервисных сборов.

Однако самую значительную роль сыграл долгосрочный подход к ведению бизнеса в группе в целом. Сегодня она представляет собой огромную экосистему сервисов, в число которых входят страховой бизнес, мобильный оператор, агентство путешествий, брокерский бизнес. В компании существует трехлетний план развития – AI-банк (Artificial Intelligence). По сути, он представляет собой стратегию предоставления финансовых услуг, основанную на искусственном интеллекте.

«Тинькофф», как уже отмечалось, уже разработал экосистему, содержащую ряд цифровых сервисов. Эта экосистема постоянно развивается за счет создания новых проектов в сфере контента, путешествий, шопинга, развлечений, связи. Акцент сделан на life style. При этом AI-банк намерен предложить клиентам новый уровень клиентского опыта. Например, компания планомерно переводит регулярные платежи – такие как пополнение мобильного счета, оплата счетов ЖКХ – в автоматический режим.

Чему можно научиться на примере, о котором пишет Forbes? Статью комментирует эксперт Проекта Forbes for Business Сергей Дощенко.

Перспективная бизнес-модель

Банк был основан Олегом Тиньковым в 2006 году,  в 2007 году он получил западное руководство в лице Оливера Хьюза. Выбор был обусловлен тем, что Хьюз владел лучшими практиками западного менеджмента и говорил на русском языке.

Стратегия, которую выбрал Олег Тиньков, с точки зрения банковского бизнеса была довольно простой. Открыть банк, который будет продавать кредитные карты по почте. Создание отделений не предполагалось. Такие операционные модели банков существовали в США, идея состояла в том, чтобы перенести такой бизнес на российскую почву.

Ставка на цифру и на качество

Интернет в России быстро развивался, в 2010 году, когда начали появляться интернет-приложения, «Тинькофф» начал превращаться в цифровой банк. Это была продуманная стратегия: опираться на цифровые каналы, продажи и предоставление услуг. К 2013 году это был полностью цифровой банк, который успешно вышел на рынок.

Это был не единственный цифровой банк в России, но он быстро завоевал доверие целевой аудитории – продвинутой городской молодежи, ценящей удобства, мобильность, инновационные решения. Доверие было завоевано благодаря ставке на качество сервисов: в банке инвестировали ресурсы в развитие IT, потому что видели в IT-сервисах конкурентное преимущество.

Горизонтальные коммуникации

В банке с самого начала отказались от громоздкой корпоративной иерархии, сделав ставку на «плоские» горизонтальные коммуникации. Видеоконференции, бизнес-мессенджеры появились в проектных командах банка задолго до пандемии коронавируса. Активное использование цифровых платформ в корпоративной практике повышало эффективность коммуникаций и помогало снижать издержки. 

«Тинькофф» вынес телефонные переговоры с клиентами из офиса в дома сотрудников, для этого была создана необходимая инфраструктура – это решение представляет собой «внутреннюю уберизацию» банка. Когда прилетел «черный лебедь» пандемии, банку «Тинькофф» никого не надо было переводить на удаленку, потому что сотрудники уже работали дома.

В этом смысле «Тинькофф» был готов к пандемии в большей степени, чем его аналоговые конкуренты. Опираясь на IT, банк в период пандемии не потерял ни доступ к клиентской базе, ни качество управления, ни надежность производственных процессов.

Таким образом, подход Олега Тинькова к развитию бизнеса состоит в выборе правильной бизнес-модели, опоре на перспективных людей и ставке на цифровые технологии. Это позволяет его банку успешно обеспечивать все аспекты банковской деятельности – маркетинг, обслуживание транзакций, менеджмент организации – как в обычных условиях, так и в период пандемии. 

Именно этому и нужно учиться у банка «Тинькофф» тем, кто хочет вести успешный бизнес в изменяющихся условиях.

Фото: unsplash.com

Поделиться:
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on telegram

читайте на forbes.ru

Оформить подписку
Получайте первыми все новости школы
  • Sign up

Забыли пароль? Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля по электронной почте.
Этот сайт использует файл cookie. Пожалуйста нажмите “Принять”.

напишите нам